В чем могла ходить приличная девушка
история моды кыргызских красавиц
В чем могла ходить приличная девушка
история моды кыргызских красавиц
Замужняя женщина не могла выйти из дома без элечека — даже показаться на улице в одной такые (шапочке) считалось неприличным. Мы узнали, как по ак калпакам и тебетеям отличали знать от простолюдинов и как менялась мода на головные уборы у кочевников Центральной Азии.
Существовал элечек даже для второй жены — история женского головного убора
Существовал элечек даже для второй жены — история женского головного убора
Замужних женщин вычисляли сразу по элечеку. Невеста надевала этот головной убор в день свадьбы и не снимала до самой смерти…
Элечек рода кытай из Таласской области.
Модель: Мээрим Байгожоева
Высокий элечек могли носить только очень богатые женщины. Такой головной убор — верный признак знатного происхождения хозяйки.
Один из видов элечека в Аксыйском регионе.
Модель: Дамира Шаршенова
Обеспеченные кыргызки могли позволить себе элечек из 30 метров ткани! Длина материала равнялась 10-этажному зданию.
Один из видов элечека в долине Кетмен-Тобо.
Модель: Жаннат Тажыбекова
У обычных женщин длина ткани для элечека составляла 5-7 метров.
Один из видов элечека рода саяк.
Модель: Таалайкан Абазова
У кочевых кыргызов ткань была очень ценным товаром. При необходимости женщина могла отрезать часть элечека, например, чтобы укутать ребенка.
Элечек рода сарыбагыш из Нарынской области.
Модель: Асель Кудайбергенова
Кыргызские модницы нередко украшали элечеки красным шелком. В те времена это считалось показателем богатства.
Элечек рода кушчу из Таласской области.
Модель: Айжамал Шарапова
Девушка надевала элечек только после замужества. До этого она ходила в тебетее или вовсе без головного убора.
Один из видов элечека рода саруу в Таласской области.
Модель: Жибек Качиева
Считалось, что если первый элечек невесты наматывается ровно и легко, то и семейная жизнь у нее будет счастливой.
Один из видов элечека северо-западного региона.
Модель: Бурул Исмантаева
Для вторых жен тоже существовал свой элечек — в нем было 27 слоев ткани.
Один из видов элечека в долине Алайкуу.
Модель: Букадича Орозалиева
Женщины занимались хозяйством в этом головном уборе. Снимали элечек только на ночь.
Один из видов элечека в Аксыйском регионе.
Модель: Дамира Шаршенова
Белые элечеки носили в северных регионах страны. Их отличает ээк алмай — полоска белой материи, которая проходит под подбородком. Она укрывала от ветра и холода.
Один из видов элечека в Ферганской долине.
Элечек рода төлөөс. Модель: Бермет Турсалиева
На юге шею не закрывали — там климат гораздо мягче. Зато под платком женщины закручивали оромдор на особый манер — таким образом, чтобы защитить лицо от солнца.
Элечек кыргызов Алая и Сарыколя
Модель: Айнур Кадырова
Также жительницы южных регионов предпочитали красочные орнаменты. Их элечеки украшались вышивкой из разноцветных нитей.
Как отмечал этнограф Амантур Акматалиев, такыя
облегчала надевание и снятие элечека, защищала от пота
Эта шапочка называется такыя, она надевается под элечек. Раньше приличная женщина не могла себе позволить показаться на улице только в такые. Сейчас молодые кыргызстанки очень полюбили этот предмет одежды и часто щеголяют в нем.
Иссык-кульский элечек рода бугу.
Модель: Сезим Токтобек кызы
Ээк алмай — узкая полоска белой ткани, которая проходит под подбородком и защищает шею от ветра и холода
Куйрукча — отрезок ткани, который закрывает спину
Оромдор — ткань, повязанная вокруг головы
Жыгым — верхний слой элечека. У некоторых племен принято оставлять край ткани, чтобы он ниспадал в виде треугольника
Кыргак — повязка из дорогой ткани, обычно из шелка, иногда с металлическими украшениями. Выглядит как широкая лента, обернутая вокруг элечека
Элечек — весьма непростая часть женского убранства. Например, иссык-кульский вариант состоит из пяти частей. Обратите внимание на жыгым — вдовы не могли носить эту часть элечека.
Элечек Ошской области, скорее всего, рода найман (сорогой элечек).
Модель: Алия Бахматова
Кеп такыя — белая тюбетейка, которую женщины надевают под элечек
Оромдор — ткань, повязанная вокруг головы
Тартма — полоски ткани, которые закрепляют ткань элечека. Обычно носят от одной тартмы до четырех.
Дурия жоолук
Этот роскошный элечек характерен для солнечной Ошской области.
Left
Right
Left
Right
После смерти женщины ткань ее элечека использовали, чтобы укутать тело покойной перед похоронами.
Почему кыргызки перестали массово носить элечек — пара слов об эпохе платков
Почему кыргызки перестали массово носить элечек — пара слов об эпохе платков
В 1920-х годах, во время становления советской власти, женщины вышли в поле. Трудиться в громоздких элечеках под палящим солнцем было непросто, и им на смену пришли платки.
Гофрированный платок.
Модель: Таалайгүл Усенбаева
Современные девушки часто надевают платок уже после замужества. На свадьбах уважаемые родственницы жениха надевают на невесту белоснежные платки — прямо поверх фаты.
Шелковые платки с бахромой.
Модель: Толсун Көкөева
Женщины постарше предпочитают белый платок. Этот головной убор часто выступает в роли подарка на праздниках.
Свадебная мода у кочевых кыргызов — как одевались невесты
Свадебная мода у кочевых кыргызов — как одевались невесты
Шокуле на свадьбу могла надеть далеко не каждая невеста. Девушкам из простых семей была недоступна такая роскошь. Покинув отчий дом, новоиспеченная жена носила шокуле 5-6 дней, а потом дорогой головной убор возвращали семье невесты, и он доставался ее младшим сестрам.
Образец шөкүлө.
Модель: Диана Исманбек кызы
Шокуле изготавливают из войлока, а сверху покрывают красным бархатом
Части шокуле, которые спускаются ниже подбородка, украшаются мехом выдры и вышивками из бисера
Перья павлина прикреплены к верхушке головного убора, а также по бокам
Высота шокуле составляла 22-30 сантиметров. Его изготавливали из белоснежного войлока, наружную часть отделывали красным, зеленым или синим сукном. Иногда на шокуле была оторочка из меха выдры или бархата. Головной убор украшали драгоценными камнями и металлами, а также перьями попугаев, фазанов или журавлей.
Интересные факты о самом популярном головном уборе джигитов
Интересные факты о самом популярном головном уборе джигитов
В современном Кыргызстане ак калпак — самый популярный мужской головной убор. Ходят легенды, что когда-то знать носила особые, ханские калпаки. Они были украшены изумрудами и золотом. Еще существовал киш калпак — это когда к войлоку пришивали ценный мех куницы. К сожалению, они сохранились только в преданиях, ни один такой калпак не дожил до наших дней.

Знатные кыргызы любили выделяться с помощью калпаков необычной формы. Например, они носили очень высокие калпаки с внушительными полями — так они показывали толпе, чей статус выше.
Бакай калпак.
Модель: Бектемир Асангулов
Современные кыргызстанские мужчины предпочитают ак калпаки с черными и белыми узорами. Однако некоторые специалисты, изучающие этот головной убор, убеждены, что калпаки раньше были разноцветными. Например, коричневый означал цвет земли. Такой носили зрелые мужчины.
Калпак мальчиков до семи лет
Модель: Чогултур Токтогул
Мальчику надевали ак калпак в годовалом возрасте. Тогда выбирали светло-коричневый, зеленый, синий или белый цвета.
Калпак юношей подросткового возраста
Модель: Акай Белеков
У подростков и молодых людей от 13 до 24 лет края ак калпака отделывали тканью зеленого цвета. Он означает молодость и рост.
Калпак джигита, собирающегося жениться.
Модель: Аскар Таалайбек уулу
Если юноша надевал калпак с красной отделкой, окружающие тут же понимали: он ищет невесту!
Left
Right
Left
Right
Однако некоторые ученые считают, что цветные ак калпаки вошли в моду относительно недавно. Раньше они были только двух цветов — черными и белыми. Разноцветные головные уборы стали популярны в 1870-х годах.
Раздвоенный калпак
Модель: Алыбек Толтоев
"По Средней Азии стал распространяться бархат, изготовленный на российских фабриках. Тогда мастерицы начали отделывать калпаки тканью разного цвета", — отметила этнограф Назира Момунбаева.
Выходя замуж, невеста расставалась с ним навсегда — история тебетея
Выходя замуж, невеста расставалась с ним навсегда — история тебетея
Незамужних девушек легко вычисляли по тебетеям — это головной убор мужчин и юных дев.
Лисий тебетей.
Модель: Дөөлөт Рысбаев
Богачи любили тебетеи из меха лисицы, выдры или куницы.
Тебетей из мерлушки.
Модель: Акай Белеков
Простолюдины могли позволить себе головные уборы лишь из мерлушки ягнят. Впрочем, они были гораздо практичнее в носке, чем их дорогие аналоги.
Тебетей из меха куницы.
Модель: Самар Темиркулов
Пожилые мужчины надевали черные или коричневые тебетеи.
Left
Right
Left
Right
Тебетеи шьют из четырех частей. Они утеплены ватой или шерстью. Нередко мастерицы украшали головной убор вышивкой, чтобы защитить владельца от сглаза.
Тебетей из овчины.
Модель: Чогултур Токтогул
Молодые красовались в тебетеях красных, зеленых или синих оттенков.
Тебетей из меха грудной части куницы.
Модель: Акылай Белекова
Девушкам весьма к лицу этот головной убор. В день свадьбы они расставались с ним навсегда.
Женский тебетей из куницы
Модель: Алия Бахматова
Снаружи девичьи тебетеи отделывали красным бархатом или манатом — эту дорогую ткань привозили из Бухары, и ценилась она на вес золота.
Женский тебетей из выдры.
Модель: Сайкал Джусупбекова
Девушки расшивали свои головные уборы бисером. Такой тебетей потрясающе смотрелся с самодельным ожерельем.
Тебетей из меха грудной части выдры.
Модель: Алия Канайбекова
На верхушке головного убора красовались перья филина. Впрочем, девушки нередко ходили и вовсе без головного убора.

На самые лютые холода у кыргызов всегда был припасен телпек. Сейчас его иногда носят в селах. Телпек шьют из шкуры ягненка.
Шапка из овчины
Модель: Шамшыбек Акматов
Живы предания, что когда-то телпек носила знать, его шили из ценного меха. Впрочем, времена меняются, и сейчас это просто очень теплый головной убор на каждый день.
Left
Right
Left
Right
Комментарии
Авторы
Таалайгуль Усенбаева, Асель Минбаева

Фото
Табылды Кадырбеков

Дизайнер
Даниил Сулайманов

Руководитель

Эрнис Алымбаев

Консультанты
Айдай Асангулова, Назира Момунбаева, Сезим Токтобек кызы, Дөөлөт Рысбаев

Источник
В материале использовались данные из книги "Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов" Клавдии Антипиной, а также из изданий "Прикладное искусство кыргызов", "Традиционный элечек кыргызов", "Ак калпак кыргызов" Амантура Акматалиева.
Выражаем благодарность за содействие в организации съемок этнокомплексу "Супара" и общественному фонду "Кийиз дүйнө".

Модели
Алия Канайбекова, Акылай Белекова, Акылай Бахматова, Айжамал Шарапова, Алия Бахматова, Аскар Таалайбек уулу, Акай Белеков, Айнур Кадырова, Асель Кудайбергенова, Алыбек Толтоев, Букадича Орозалиева, Бурул Исмантаева, Бектемир Асангулов, Бермет Турсалиева, Дамира Шаршенова, Дөөлөт Рысбаев, Диана Исманбек кызы, Жаннат Тажыбаева, Жибек Качиева, Мээрим Байгожоева, Сайкал Жусупбекова, Сезим Токтобек кызы, Самар Темиркулов, Таалайкан Абазова, Толсун Көкөева, Таалайгүл Усенбаева, Шамшыбек Акматов, Чогултур Токтогул