Изрубил винтом вертолета
трех человек
самые страшные авиакатастрофы в КР
Изрубил винтом вертолета
трех человек

самые страшные авиакатастрофы в КР
Пилот Ми-2 не хотел быть убийцей. Просто он любил выпить и не заметил, как четверо знакомых приблизились к лопастям винта. Нетрезвый мужчина включил двигатели и услышал душераздирающий вопль…
Первые самолеты начали летать над Кыргызстаном в начале 1930-х годов: их использовали для доставки писем и почтовых грузов. Затем появилась пассажирская и медицинская авиация.

Корреспонденты Sputnik разыскали в архивах кадры и документальные свидетельства самых страшных авиационных трагедий, которые произошли в республике в советский период.
Как молния уничтожила пассажирский самолет
Прохладной сентябрьской ночью 1958 года двое казахстанских пастухов любовались грозой. Неожиданно они увидели кружащий в небе самолет. Вдруг рядом с ним вспыхнул яркий свет, и воздушное судно рухнуло…

Время катастрофы эксперты смогли установить невероятно точно: на руке одного из погибших были часы, которые показывали 3 часа 18 минут. Жертвами трагедии стали 27 человек, в том числе четыре ребенка. Все они летели из Фрунзе в Москву. Одним из погибших был 30-летний композитор Сейдалы Медетов, который придавал кыргызским народным мелодиям новое звучание.

...Удар о землю был такой силы, что тела несчастных разбросало в радиусе 300 метров. Комиссии удалось выяснить, что произошло той роковой ночью. Самолет поразила молния, пилоты были настолько шокированы случившимся, что даже не успели передать сигнал бедствия. Борт стал неуправляемым и на большой скорости врезался в землю.
В итоге виновными в трагедии признали работников метеостанции аэропорта Актюбинска, которые не предупредили пилотов о грозе.

Современным самолетам молнии не страшны. Лайнеры сделаны из таких материалов, что разряд проходит по их поверхности, не попадая внутрь. Также гражданские самолеты оснащены специальными разрядниками, снимающими статическое электричество.
Смерть в "Дьявольском овраге"
Местные жители назвали это ущелье Шайтан-Сай — чертов овраг. 3 января 1961 года там встретили свою смерть 9 человек. Самолет летел из Фрунзе и, осуществив посадку в Караколе, направлялся в казахстанское село Кеген.

Экспертам удалось выяснить, что ничего мистического в авиакрушении не было. К командиру самолета у начальства давно были претензии. За два года до трагедии его даже перевели на легкомоторную авиацию — из-за того, что в сложных ситуациях он просто-напросто терялся.
В тот злополучный день над перевалом было слишком облачно. По инструкции пилот должен был вернуться в аэропорт, но вместо этого отрапортовал диспетчеру, что погодные условия благоприятные, и продолжил полет.

Из-за облачности командир воздушного судна практически ничего не видел. Его навыки ориентирования по приборам были слабыми. В результате самолет на огромной скорости врезался в гору — у людей на борту не было шансов выжить...
Как гора в Таласе стала местом гибели 40 человек
Вечером 28 июня 1969 года пассажиры оживленно поднимались на борт самолета в аэропорту Таласа. Они направлялись в Бишкек, где их с нетерпением ждали родные и близкие. В злополучном лайнере летели 27 взрослых, 7 детей и 5 членов экипажа.

Вряд ли пассажиры догадывались, что пилоты Фрунзенского ОАО постоянно нарушали правила полета. На этот раз ошибка оказалась смертельной. Вместо того чтобы повернуть налево, летчики повернули направо, в сторону гор. Диспетчер знал о нарушении, но никаких указаний по этому поводу не дал.
Экипаж не набрал нужной высоты, и через 14 минут после взлета самолет столкнулся с каменистым склоном. Воздушное судно проехало еще 50 метров, начался пожар. Погибли 40 человек.
Кровавые тренировки
в аэропорту Фрунзе

…К горящему самолету побежали люди. Они надеялись, что выжил хоть кто-то из шести членов экипажа. Однако надежды рухнули: позже спасатели нашли в искореженных обломках останки всех шестерых.
Это был учебный полет пассажирского лайнера Ил-18. 30 января 1976 года экипаж отрабатывал непростой маневр: посадку при двух выключенных двигателях из четырех. Результат оказался плачевным: самолет столкнулся с землей, взорвался и сгорел.

Трагедии предшествовала череда совпадений. В этот день на борту оказались сразу два стажера. Они должны были отработать маневр на тренажере, но тот оказался неисправным. Инструктор проигнорировал данный факт и поставил отметку, что стажеры прошли подготовку. В итоге экипаж совершил несколько роковых ошибок, за что и поплатился жизнями.
Изрубил людей винтом вертолета
Это был просто вопиющий случай, когда летчик проявил небывалую халатность. У пилота вертолета Ми-2 Управления гражданской авиации Киргизии были сразу две нехорошие привычки: во-первых, он по-тихому брал на борт гражданских (иначе говоря, шабашил); во-вторых, выпивал.

13 июня 1979 года мужчина опохмелился еще в аэропорту. Он решил слетать на озеро Балхаш отдохнуть, вместе с ним летели четверо попутчиков. Трагедия произошла во время взлета: пилот включил двигатель, лопасти закрутились. Он не сразу обратил внимание, что попутчики находятся совсем рядом, а судно резко дало крен…
За доли секунды трех человек убило лопастями винта. Лишь один счастливчик остался в живых. Удар был такой силы, что металлические лопасти искорежило.
Как вертолет превратился в смертельную ловушку
Явление под названием "земной резонанс" — это страшный сон любого вертолетчика. В Интернете есть много видеороликов, как судно поднимается над землей, потом его начинает сильно трясти, и в конце концов оно разваливается на части. Это происходит в результате совпадения частоты колебаний лопастей винта с частотой колебаний всего вертолета.

Такое же явление произошло 18 июля 1978 года в селе Ананьево. Ми-4 прилетел туда, чтобы доставить топливо. При посадке вертолет вошел в режим "земного резонанса". Он начал разваливаться, а пилоты внутри взбесившейся машины испытывали невероятные страдания.
У одного из членов экипажа были сломаны несколько ребер и нога. От болевого шока он случайно увеличил "шаг-газ", что только усилило колебания. Начался пожар. Командир судна тщетно пытался отключить двигатели, но не смог найти нужный рычаг.

В вертолете также находилась женщина, которую взяли на борт без оформления. Ей, командиру и второму пилоту удалось выжить — их спасли очевидцы. Двое членов экипажа погибли. Виновных в трагедии нет.
Кыргызстанцы, которых сбил самолет
Такое на территории Кыргызстана произошло дважды, и оба раза — в Иссык-Кульской области в конце 1980-х. Первая трагедия случилась, когда "кукурузник" попытался приземлиться, но пилот вовремя заметил двоих человек, которые мирно прогуливались по взлетной полосе. Он вывернул самолет так, что тот врезался в склад селитры. К сожалению, без жертв не обошлось: один из мужчин — ветеринар — все-таки попал под воздушное судно и скончался на месте.
Во втором случае пилот также увидел на взлетной полосе двоих подростков. Он тут же попытался уйти на второй круг, но было слишком поздно: самолет задел хвостом одного паренька. Тот не выжил.
Героический профессионализм
Сорок пассажиров, которые поднялись по трапу самолета 2 сентября 1989 года, и представить не могли, что борт технически неисправен. Он благополучно вылетел из Пржевальска, а вот при посадке начались серьезные проблемы.

Капитан судна отдал команду выпустить шасси, но ничего не произошло. Отказала и аварийная гидросистема. Позже эксперты выяснили, что из-за одной разрушенной гайки образовалась течь гидрожидкости — именно поэтому самолет остался без шасси.

У пилотов не было другого выхода, кроме как сажать самолет "на брюхо". Благодаря их профессионализму никто не пострадал.
Захват заложников подростками
2 сентября 1990 года 17 пассажиров поднялись на борт самолета, который должен был с минуты на минуту покинуть аэропорт Пржевальска и отправиться во Фрунзе. Неожиданно в салон ворвались двое подростков 15 и 16 лет.

Оказалось, что они перепрыгнули через ограждение на взлетно-посадочной полосе, и добежали до самолета. Парни были вооружены ножом и стеклянной банкой с "бомбой". Пассажиры превратились в заложников.

Юные террористы потребовали, чтобы пилоты направили самолет в Южно-Африканскую Республику. Те не растерялись и стали тянуть время: сначала сообщили, что им не хватит топлива; затем сказали, что на Ан-24 в принципе невозможно долететь до ЮАР. Тогда преступники потребовали самолет Ту-154, пригрозив, что иначе заложники погибнут.

Пилотам удалось незаметно передать диспетчерам сигнал бедствия. Переговоры с подростками вел руководитель городского отдела милиции, одетый в штатское. Тот молниеносно скрутил парня с "бомбой", а оперативники задержали его подельника. Помощь саперов не потребовалась — взрывное устройство оказалось муляжом.

Комментарии
Автор
Асель Минбаева
Мирбек Сакенов

Фото
Центральный государственный архив КР

Руководитель

Эрнис Алымбаев